Skip to Content

Мосты Праги

Представить Прагу без мостов невозможно. И хотя для большинства туристов первым и последним вспоминается Карлов мост, он не единственный соединяющий берега Влтавы. Хотя он был таковым очень долгое время — почти до середины ХІХ века. Горожане, которым неудобно было пользоваться Карловым мостом, вынуждены были пересекать Влтаву на паромах.

В 1842 году был построен цепной ампирный мост — Шнирхов, который в 1901 году был заменен более современным, при коммунистах называвшимся мост 1-го Мая, а сейчас ему вернули историческое название в честь чешских легионеров І Мировой войны — мост Легии.
С появлением железнодорожного сообщения возникла необходимость в соответствующем мосте. И в 1871 году Вышеград был соединен со Смиховым Железнодорожным мостом. В то время поезда по нему могли ходить только в одну сторону. Сейчас же, после перестройки, тут проложены две колеи и два тротуара для пешеходов.
карлов мост
Вторым же каменным мостом после Карлового стал мост Палацкого, построенный в 1878 году. По этому мосту в университет ходил Альберт Эйнштейн. Мост назван в честь Франтишка Палацкого (1798–1876), выдающегося деятеля чешского народного движения, автора многотомной «Истории чешского народа». В оформлении моста были использованы камни цветов чешского флага: гранит синеватого цвета, песчаник красного и мрамор белого цветов. Однако до наших дней эти цвета практически не сохранились, и распознать их трудно.

Баррандовский мост был построен в 1983 году и стал памятником гигантизму советской эпохи. Изначально его назвали в честь Антонина Запотоцкого, президента Чехословакии, однако в 1990 году он был переименован в Баррандовский — по имени Йоахима Барранда, французского палеонтолога, который долгое время работал в Праге, в честь которого даже названы один из пригородов, где чаще всего проходили раскопки, киностудия и один из минералов — баррандиен.

Мост облюбовали местные графитчики, хотя пешеходных тротуаров на нем нет. Также тут есть бетонная лепка «Равновесие» Иосифа Климеше. Она очень подходит огромнейшему восьмиполосному мосту, пересекающему Влтаву под углом 50о. Из-за необычайно яркого ночного освещения моста, он заметен практически из любой точки города.

При моей любви к Австро-Венгерской империи не могу пропустить Манесов мост. И хотя сейчас он назван в честь чешского художника Йозефа Манеса, раньше он носил имя наследника Австро-Венгерского престола Рудольфа. Раньше на месте этого моста была паромная переправа и пешеходный железный подвесной мостик, а закончили его строительство во время Первой мировой войны, в 1916 году.
Манесов мост
О том, что тут раньше был железный подвесной мост, напоминает название прилегающей к нему улицы при спуске на Малостранскую сторону моста — «У железного моста», или, по-чешски – «U železné lávky».

Одно из творений Йозефа Манеса видел каждый турист, побывавший в Праге — это его кисти принадлежат изображение 12 аллегорий месяцев года на знаменитых пражских курантах на Староместской площади. Хотя сейчас там остались лишь копия, а оригинал изображения можно увидеть в Национальном музее. Недалеко от моста есть и памятник этому художнику.

Самый короткий пражский мост и единственный арочный, построенный в стиле модерн, — Чехов мост, названный в честь чешского писателя Святоплука Чеха. Ранее он также носил имя Йохана Менделя. Он соединяет Старомескую площадь с районом Летенских садов. Его длина всего 170 метров. Автором проекта является архитектор Ян Коулый. Строительство моста было окончено в 1908 году, он является охраняемым техническим памятником. И хотя мост самый маленький — он является важным транспортным узлом — тут кроме дороги для автомобилей и тротуаров для пешеходов проложены также и трамвайные пути.
Его украшают две колонны со статуями Гениев. Сам мост также украшен статуями светочей (женщины с факелами) — по-чешски название статуй звучат очень красиво: светлоноши [světlonošy] и гидр с гербом Праги. Стоит посмотреть на мост и ночью — у него очень оригинальная подсветка: лампы на его арках меняют свой цвет от белого к синему и красному. Недалеко от моста есть причал, где можно сесть на туристический кораблик, на котором проплыть под большинством из мостов Праги.
Чехов мост
Легенды Карлова моста

Конечно же, самым известным мостом Праги является Карлов мост. Поэтому напомню несколько легенд и поверий, связанных с ним.

Карлов Мост был заложен Карлом IV в 1357 году 9 июля в 5 часов 31 минуту. Именно эта дата считалась благоприятной, потому что при соблюдении её вступал в силу зеркальный закон чисел, которые можно было выстроить пирамидой, вершиной которой была бы цифра «9»: 1.3.5.7.9.7.5.3.1. Полагалось, что, согласно системе Пифагора, любое событие на земле зависело от его числового содержания. Этот ряд цифр можно читать в обоих направлениях, и порядок цифр будет тот же. Кроме того, в тот день и час Солнце совпадало с Сатурном, что означало победу утренней звезды над пагубным влиянием разрушительной планеты. Сейчас это кажется банальным суеверием, но благодаря нумерологии или нет, но мост простоял неповрежденным много столетий.

Говорят, что в цементный раствор для большей вязкости добавляли яичный белок. Жителям всех окрестных сел было приказано привезти яйца к месту строительства. Не все понимали, зачем это делать и крестьяне одной из деревень привезли целый воз вареных яиц.

Конечно, не обошлось и без нечистой силы. Говорят, что построить мост помог сам Дьявол в обмен на душу того, кто первым по мосту пройдет. И вот, в день открытия первым по мосту захотел пробежаться мальчик, сын архитектора, но его успели перехватить, а вместо него выпустили черного петуха, которого, по поверьям, Дьявол очень боится.

С тех пор мост не боится ни войн, ни природных катаклизмов, ни орд туристов, штурмующих его круглый год и почти круглосуточно, усложняя задачу фотографам и художникам, стремящихся запечатлеть его средневековый облик.

Олеся Алещенко

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)