Skip to Content

О пользе и вреде стыда: Салман Рушди «Стыд»

Какое чувство руководит нашими поступками? Любовь, ненависть, дружба? Все намного сложнее: Рушди предполагает, что в основе всего лежит чувство стыда. Кто-то из нас пытается (и весьма успешно) полностью его уничтожить в себе, кто-то же, наоборот, при малейшей возможности сразу же покрывается испепеляющей краской стыда.

Все наши переживания, комплексы, одиночество и отсутствие любви никуда не деваются, а накапливаются в нас до критической массы, после которой стыд взрывается как атомная бомба и человек превращается в безжалостного Зверя, стремящегося отомстить и выплеснуть этот стыд наружу.

Была ли Суфия Зинобия умственно отсталой с рождения или же это — результат тычков и подзатыльников не любящей ее матери, которая грезила о сыне, а родилась дочь? Видел ли Омар Хайям в ней возлюбленную женщину либо просто объект для своих психиатрических экспериментов? И где та точка, когда накопленное за жизнь унижение выплеснется неудержимым потоком на обидчиков?
83030_c_l.jpg
Как и во всех книгах Рушди, которого небезосновательно называют восточным Маркесом, перед нами раскрывается фантасмагорическая семейная эпопея на фоне политических катаклизмов, разрывающих несчастный Пакистан. Что из событий правда, а что — вымысел предстоит решить читателю.

Основная черта героев Рушди — отсутствие среди них положительных и отрицательных и, возможно, именно поэтому они кажутся необычайно человечными, а их поступки и проступки понятными. Очень ярко это заметно в абсолютно разном восприятии Искандера Хараппы его женой и дочерью.

Рядом с «нормальной» историей нескольких семей описывается и истинно маркесовская история трех сестер-матерей Омара-Хайама Шакиля, которому предстоит взять в супруги воплощение абсолютного стыда, которое, в конце концов, его и уничтожит. Однако до этого момента пройдет еще много времени, автор, как одна из героинь книги будет вышивать свое повествование, безжалостно открывая пороки и недостатки всех его героев.

Сам автор называет «Стыд» «чем-то вроде сказки на новый лад». И с этим сложно не согласиться, ведь тут мы находим и восточное коварство, страстную любовь, сбежавшую невесту, ну и, основной персонаж повествования, — фантастическую белую пантеру, несущую возмездие всем, утратившим стыд.

И в то же время тут и там мы натыкаемся на историю многострадального Пакистана. Хотя, если разобраться (а автор именно этим и занимается), все эти политики, разрывающие его на куски и не дающие народу жить спокойно, по сути каждый по-своему хотят добра. Но, как говорится, хотели, как лучше…

И хотя роману уже более 20 лет, он все так же свеж и актуален. Возможно, между драками в парламенте его стоило бы почитать и нашим слугам народа, ведь ситуация в Пакистане не многим (ну, возможно, кроме вооруженной борьбы, но еще не вечер) отличается от ситуации в нашей стране.

Для понимания того, что же на самом деле описывает автор: правду или вымысел, очень важна его фраза: «Есть две страны, вымышленная и реальная, и занимают они одно и то же пространство. Или почти одно и то же. Рассказ мой, как и сам автор, как и вымышленная им страна находится словно бы за углом действительности».

Олеся Алещенко

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)