Skip to Content

Подземный Киев

Когда городу более 1500 лет, некоторые аспекты его прошлого трансформируются в придания, с периодичностью всплывающие в умах горожан. Киевские пещеры, о которых пойдет речь ниже, неоднократно становились объектами мифотворчества.

Пещеры Киева, в отличие от других регионов, имеют исключительно искусственное происхождение, и представляют интерес как памятники архитектуры, письменности, быта.

О древних памятниках современные люди могут судить лишь по Дальним и Ближним пещерам Киево-Печерской лавры, и менее известным Зверинецким, Китаевским и Гнилецким пещерам, также открытым для обозрения. А всего 130 лет назад профессор Антонович собрал сведения о 45 пещерах Киева и ближайших окрестностей.

Пионером исследования киевских пещер стал пастор из Вильно Иоан Гербиний. Он установил переписку с архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. Последний предоставил необходимые для изысканий материалы. В своей книге "Подземный Киев", изданной в 1674 году Гербиний опроверг легенды о многокилометровой протяженности киевских пещер, доказал отсутствие ходов под Днепром, и их искусственное происхождение. Большинство киевских пещер были выкопаны монахами для убежища от язычников и татар. Здесь проводились богослужения, хоронили умерших, использовали как подкопы и тайные ходы.

Территория Киева была обитаема уже в эпоху позднего палеолита - около 20 тысяч лет тому назад. В те времена поселения человека располагались в долинах небольших рек, под возвышенными участками, закрывавшими от холодного ветра. Остатки таких стоянок древнего человека были обнаружены по ул. Фрунзе, в урочище Протасов Яр, по улице Ярославов Вал, в районе Караваевых Дач, Сырца, Выдубичей, Кирилловской церкви и др.

Постепенно жилищем становятся пещеры, вырытые людьми для защиты от непогоды, холода, диких зверей. Ведь выкопать пещеру гораздо проще, чем вести наземное строительство. Единственные изученные пещеры этого периода в литературе часто называются Кирилловскими.

Кирилловские пещеры расположены в районе Кирилловской церкви. По старинному преданию, здесь жил легендарный основатель обители «поп Кирилл», который, как писал Н. Сементовский, «святою своею жизнью привлек к себе и к тому месту благочестивое внимание киевлян, что послужило к постройке на том месте церкви во имя Кирилла».
Другая версия, об ъясняющая название пещеры, описана в «Обозрении Киева в отношении к древностям И. Фундуклея» 1847 г. «Происхождение Кирилловской пещеры, — пишется здесь,— очень древнее. В простонародье она служит и поныне предметом баснословного рассказа о змее и могучем киевском богатыре Кирилле-кожемяке».
Кирилловские пещеры были раскопаны киевскими жителями в XIX в. Среди подольских мещан давно ходили слухи, что где-то здесь закопаны сокровища Мазепы. Клада никто не нашел, зато пещеры расчистили. Эти пещеры оказались очень древними, древнее самого города. Предполагают, что они были выкопаны около 4 тысяч лет назад.

Вот тут и возникает определенная путаница - под этим названием фигурируют пещеры, обнаруженные на расстоянии нескольких километров как на север, так и на юг по ул. Фрунзе в районе Подола, по Смородинскому спуску, и непосредственно у Кирилловского монастыря. Это название не имеет привязки к монастырю - в 19 - начале 20 веков улица Фрунзе носила название "Кирилловская".

В 1876 году профессор Антонович выявил 15 пещер в ярах близ Кирилловского монастыря, а также группу пещер у Смородинского спуска. Правда, когда они были исследованы учеными, их расхитили местные жители, тщетно искавшими сокровища гетмана Мазепы.
Кладоискатели не найдя ни серебра, ни золота открыли ценные в научном отношении бытовые остатки, которые изучили археологи. Выяснилось, что возраст у Смородинского спуска составляет более 4 000. Раскопки выявили склепообразные галереи высотой около двух и шириной 1,2 м., углубляющиеся в землю в разных направлениях. В среднем, протяженность пещер составляла 15 м. Один из ходов был длинной около 100 шагов.

В пещерах найдены орудия труда, черепки посуды эпохи меди-бронзы, кости различных млекопитающих и рыб. Описав пещеры, учёные выразили надежду на их более тщательное изучение в будущем. Не сложилось...

Огромное значение имеют древние надписи в пещерах. Найдено их мало, так как, по всей вероятности, многие из них были уничтожены временем, стёрты людьми, засыпаны.

Лаврские пещеры
- это отдельные группы подземных галерей, не связанные между собой. Расстояние между ними 400 метров, они разделены глубоким оврагом. Вырыты пещеры в лёссовой породе и имеют глубину от 5 до 20 метров. Общая протяжённость пещер - свыше 500 метров. Ближними и Дальними их называют по расположению к собору Успения Пресвятой Богородицы.

Лаврские пещеры столетиями расширялись, в них появлялись новые подземные галереи, ниши, церкви. Дальние или Феодосиевы пещеры и келья Феодосия Печерского - самые древние святыни Киево-Печерской лавры. Здесь также находится церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенная руками первых пещерных сподвижников, современников Феодосия, и церковь Рождества Христова.

В пещерах находятся главные святыни Лавры - мощи. Тут похоронены основатели Лавры Антоний и Феодосий, целители Агапит и Дамиан, иконописец Алимпий, Илья Муромец и Нестор-Летописец.

Поначалу, погребения в лаврских пещерах проводились как и в монастырях Афона и Крыма - вглубь стен. Нынешние ниши вдоль пещер по образцу Римских катакомб были сделаны не раньше 17 века. Во времена еще более поздние, части пещер, доступные для обозрения посетителям Лавры, были облицованы кирпичом.

Отдельную, наименее известную и исследованyю часть лаврских пещер составляют Варяжские. В них нельзя попасть стороннему человеку. Пещеры расположены ближе к берегу Днепра, в овраге за церковью Рождества, и выход из них открывался прямо в овраг. Это самая древняя часть пещерного комплекса - уже в 11 веке эти подземелья считали заброшенными, только иногда и в них жили юродивые.

В 1936 - 1937 годах в Варяжских пещерах были проведены археологические исследования, подтвердившие их древность. Они отличаются от Ближних и Дальних: в них не было ни подземной церкви, ни ниш, и только в части, расположенной ближе к обрыву, находятся три кельи.

Название пещер даёт основание предположить, что их, вероятно, выкопали купцы-варяги. В летописях упоминается о найденном здесь кладе латинской посуды.

Сотрясения грунта, вызванные строительством очередной элитной многоэтажки привели с одной стороны к осыпанию лессовых пород, в которых вырыты пещеры, а с другой - открыли совершенно неизвестные участки пещерного лабиринта.

Следующая группа киевских пещер - Зверинецкие, являются самыми древними открытыми для посещения пещерами Киева, хотя известны меньше Лаврских. Некогда они располагались в Зверинце - месте охоты великокняжеской семьи - отсюда и название. Вход в них расположен по улице Мичурина 22.

Уже знакомый нам Иннокентий Гизель в “Киевском синопсисе” сообщает, что при князе Владимире, после крещения киевлян идол Перуна был сброшен в Днепр. Вблизи нынешнего Выдубецкого монастыря он “выдыбнул” на берег, ему на шею привязали камень и утопили в реке. В память этих событий первым митрополитом киевским был основан Выдубицкий монастырь, начало которому дали Зверинецкие пещеры.

Гибель Зверенецкого пещерного монастыря связывают с разорением Киева половцами в 1096 - 1097 годах. Хан Боняк разорил город, сжёг загородный княжий двор на Берестове, близлежащие монастыри Печерска. Не пощадили половцы и Михайловский монастырь.

Люди искали спасения в пещерах. Половцы, не имея возможности ворваться внутрь, засыпали оставшихся там. Число погибших составляет коло трех десятков человек. Они погибли медленной смертью от голода, жажды и недостатка воздуха.

Засыпанные землёй Зверинецкие пещеры оставались в полной неизвестности в течении девяти столетий. Пещеры были открыты в 1862 году киевским художником Д. Зайченко. Заметив на склоне провал, он спустился в глубокую яму и при свете восковой свечи увидел пещеру. Окрестные жители, монахи Троицкого монастыря и все, кто заинтересовался необычной находкой, разрыли провал и нашли длинную пещеру с останками, истлевшие гробовые доски, древние шиферные плиты, обломки ручных жерновов, плетённые из тонких ремешков монашеские кресты-параманды, монашеские пояса с вытесненными на них изображениями праздников, остатки войлочной и кожаной обуви, разбитые глиняные сосуды. Инженерное ведомство, учитывая аварийное состояние хода, запретило проведение археологических работ. Вход в пещеры засыпали и вновь забыли об их существовании.

План Зверинецких пещер

Со временем Зверинецкие пещеры потеряли значение центра религиозной жизни и стали местом захоронения. Погребения совершались так, как и в монастырях горы Афон: умершие погребались на особом месте вне пещеры и через три - четыре года, когда кости освобождались от плоти, останки рядовой монастырской братии складывались в общую нишу. Кости же почётных людей погребались в отдельных нишах.

На стенах пещер было обнаружено множество древних надписей. Они были сделаны на сырой глиняной стене, средняя высота букв составляет 8 мм. Надпись над жертвенником в алтаре содержит имена семи игуменов, что подтверждено другими историческими источниками. Есть также образцы над усыпальницами Климента, Андронника.

Древние надписи есть и на поясах, найденных на костях погребённых в пещерах подвижников. На этих поясах чередуются иконки и надписи. Каждая иконка в двойной прямолинейной рамке. Надписи на поясах напоминают греческие надписи на стенах Киево-Софийского собора и Киево-Михайловского монастыря. Поэтому киевские историки считают, что надписи и штампы сделаны или под влиянием греческих мастеров или же ними.

Исследование пещер, простоявших засыпанными 900 лет, дало учёным ряд образцов древней культуры, причём манера, способ изготовления той или иной вещи расширил знания об эпохе с одной стороны, и подтвердил возраст и древность каждой находки с другой.

Исследования середины 60-х годов прошлого века установили, что во времена немецкой оккупации Киева в 1941-1943 гг. в Зверинецких пещерах укрывались люди. В середине девяностых после нового периода забвения в пещеры пришли монахи Троицкого Ионинского монастыря, вновь их расчисти, укрепили стены и своды, сделали доступными для посещения. Сегодня Зверинецким пещерам неспокойно от нынешних соседей теперь уже центральной, престижной и дорогой части города.

Еще одна группа доступных для посещения пещер города - Китаевские. Находятся они в одноименной местности в районе Корчеватого. Сейчас здесь расположена Китаевская пустынь Киево-Печерской лавры (ул. Китаевская 32/1). Добраться сюда можно от станций метро Выдубичи или Лыбедская любым автобусом, двигающемся в сторону Корчеватого.

Название Китаево вызывает совершенно не древнерусские ассоциации. Существует несколько объяснений такого странного названия. Есть мнение, что этой местности дал название Андрей Боголюбский, "великий князь Китай, наречённый в святом крещении Андрей Юрьевич", имевший здесь загородный дворец, и в 1159 году пожертвовавший эти земли Киево-Печерской лавре.

Хотя, возможно, название это произошло от татарского "китай" - крепость, укреплённое место. Действительно, приблизительно с 10 века, на Китай-горе возникает славянское городище - южный форпост Киева. Вероятно, он входил в сеть укреплений, построенных для защиты юга Киевской Руси от кочевников. Возможно, что это городище - летописный Пресечен, где в 1154 году князья Ростислав и Святослав собирали свои дружины на войну с половцами. Курганный могильник древнерусского времени до сих пор расположен южнее городища.

Размерами пещеры похожи на Лаврские, по бокам галерей - углубления в виде келий и усыпальниц, есть большие пещеры, в которых, вероятно, были подземные церкви и трапезные.

После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты почти на 60 лет. Только в 1910 - 1912 годах усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию А. Д. Эртель. Трудиться пришлось в сложных условиях - неукрепленные своды пещер могли обвалиться в любую минуту.

Первый раскоп был сделан на месте провала, где в 1858 году были обнаружены пещеры. Выявлены три заваленных землёй хода, поэтому работы перенесли. Была найдена пещерная галерея высотой 1,4 м., которая вела вглубь горы и поворачивала направо, в неё и спустились исследователи. Тут были найдены остатки очага из кирпичей, осколки изразцов, огнива, точила, осколки стеклянных сосудов, черепки керамической посуды. Пройдя помещение с очагом, экспедиция попала в камеру с тремя ходам. Доступным оказался только правый, ведущий в камеру с частично обвалившимся сводом. Из нее ход шел в поворачивавшую налево галерею. В ней по обе стороны были небольшие ниши. Галерея уперлась в завал, отделяющий эту галерею от предыдущего хода, пересекавшего обследуемую пещеру под прямым углом.

Исследования продолжили с противоположной стороны от завала и по новой траншее попали вглубь пещеры. На стенах пещеры были найдены надписи славянскими буквами, нарисованные копотью от свечи или факела на сводах пещеры кресты. В галерее были обнаружены ниши. Движение исследователям преградил очередной завал. Когда его разобрали, был найден очаг из красного и белого кирпича с остатками древесного угля и золы.

До наших дней не дошли чертежи и дневники руководителя работ А. Д. Эртеля. Не сохранились и найденные во время разведки изразцы, куски керамики, огниво, глиняная посуда и т. д. Эртель считал, что пещеры были сооружены в глубокой древности, представляют собой “пещерный город” довольно больших размеров.

Далее пещеры ждало еще почти столетие забвения. На рубеже 60-70-х годов их поверхностно изучали археологи, а в начале 90-х возобновилась Китаевсая пустынь. Сейчас монахи расчищают пещерные ходы, закрепляют своды кирпичной кладкой. Часть пещерного лабиринта открыта для свободного посещения.

Последняя группа открытых для посещения пещер Киева - Гнилецкие, самые удаленные от центра города. Практически они располагаются на выезде из Киева, но добраться до них просто - любым автобусом, направляющимся по Столичному шоссе и новой Обуховской трассе в сторону дачных поселков Подгорцы и Конча-Заспа. Остановка "Хутор Вольный". Пещеры находятся на территории больницы восстановительного лечения за Николаевской церковью. К слову, на холме над урочищем до сих пор сохранились остатки трипольского городища 3 тысячелетия до нашей эры.

Гнилецкие пещеры

Свое непрезентабельное название Гнилецкие пещеры получили благодаря некогда заболоченной местности. Название "Церковщина", судя по всему, возникло из-за некогда располагавшейся здесь древнерусской церкви.

Еще одно встречающееся в литературе название пещер - Феодосиевы, связано с именем одного из основателей Киево-Печерской Лавры святого Феодосия.

Впервые эти земли упоминаются в грамоте митрополита Иосифа Солтана в 1504 году, как принадлежащие Выдубицкому монастырю. В документах 1616 года упоминается о “монастырище Гнилечшине”. Правда, после последнего упоминания он просуществовал недолго - из-за постоянных нападений крымских татар монастырь, находящийся по меркам того времени на порядочном расстоянии от города, пришел в запустение и был закрыт.

Вновь Гнилецкие пещеры были открыты в 1832 году. Их изучением занимался В. Б. Антонович, выявивший 12 пещер, по внутреннему устройству сходных с Лаврскими. В пещерах находились кельи, церковь с нишами для престола и жертвенника. Из настенных надписей найдены лишь относящиеся к 18 веку.

В 1835 году земли Гнилецкого урочища отдаются во владение Братского монастыря, основавшего здесь Скит Причистой. Тут возводятся церковь и кельи, а пещеры открывается для посещения. Руководил восстановительными работами ректор Киевской Духовной академии Св. Иннокентий (Борисов), в последствии восстанавливающий пещерные монастыри Святогорска, Бахчисарая и Инкермана.

Монастырский скит в 1922 году упраздняют и на его месте открывают колонию для малолетних правонарушителей. С 50-х годов здесь находится дом отдыха, со временем трансформировавшийся в больницу восстановительного лечения. Практически все это время пещеры подвергались систематическому разграблению и уничтожению.

Исследования пещерного хода выявили подземную церковь, расположенную недалеко от входа в лабиринт, и небольшую часовню в центральной части подземелья. От церкви в разных направлениях идут галереи. Катакомбные захоронения разрушены и разграблены. По останкам ткани, керамики, надписей на стенах ученые определили, что возраст пещеры не менее 900 лет. В целом пещеры сохранились плохо.

Такова история самых известных пещер Киева. Помимо них, исследователи 19-20 веков в своих работах упоминают значительный ряд подземелий Киева и ближайших окрестностей. На сегодняшний день практически все они либо разрушены, либо засыпаны.

Источники указывают на существование в Межигорском монастыре, основанном в 11 - 12 веках, пещер, где находились церковь, кельи. Богослужение в подземной церкви осуществлялось ещё в 1723 году.

В районе Андреевской церкви существовал Андреевский женский монастырь, так называемый Янчин, основанный князем Всеволодом Ярославовичем в 1086 году. В этом монастыре постриглась в монашество его дочь Янка. Вблизи монастыря также была пещера, где по преданию жил отшельник Павел.

Пещеру обнаружили, когда решили понизить гору Уздыхальницу, где находится Андреевская церковь. Рабочие натолкнулись на небольшой, вырезанный в толще горы пещерный ход. Длина его составляла 6, а ширина - около 2 метров. В одной из ниш археологи обнаружили горшок. Недалеко на стене была надпись ”Павел”. Это первая киевская пещера с надписью на стене. Есть предположение, что её сделал монах Киево-Печерского монастыря Павел, которого преподобный Феодосий Печерский назначил после своей смерти игуменом. Но монахи воспротивились воле Феодосия, и Павел, возможно, удалился в пещеры при Янчином монастыре. Дальнейшая судьба пещеры неизвестна. Возможно, её раскопали, расширяя улицу, а может быть, засыпали, и она до сих пор находится в толще горы.

Между Трёхсвятительской церковью и Михайловским монастырём, в районе современного исторического музея, археологом-любителем Анненковым в 1838 годе была открыта глубокая пещера. Вход располагался вблизи Десятинной церкви. Пещера имела отдельные боковые ходы в разные стороны, которые заканчивались завалами. Все осматривавшие пещеру отметили её сходство с Лаврскими - как по форме стен и сводов, так и по конфигурации разветвлений. Учёные считают, что пещера была выкопана в дотатарское время. Возможно, её следует связать с одной из самых давних церквей Киева - Васильевской, построенной по приказу князя Владимира на месте языческого святилища. После осмотра пещера была засыпана, а найденный в ней огромный клад изъят, разграблен и уничтожен.

В районе Михайловского Златоверхого монастыря также находились до сих пор не исследованные пещеры. В них очень трудно попасть - все известные входы и выходы в 17 веке засыпаны землёй или заложены кирпичом. В 1965 году экспедиция по изучению пещер Киева безуспешно попыталась проникнуть в подземелья. Но для удаления земли требовалось сложное оборудование, поэтому были произведены лишь незначительные раскопки.

Никольская пещера или "Иванова пещера у Цепного моста" у Закревского, "пещера у Цепного моста" у Антоновича, Аскольдова по П. Толочко открыта в 1853 году. Её обнаружили при строительстве дороги с Печерска мимо Аскольдовой могилы, военного Никольского собора к Цепному мосту. Необходимо было срыть отвесный холм, и при его снятии обнаружили пещеру, датируемую 11 - 12 веками.

Осматривали пещеру профессора университета Святого Владимира Иванишев, Павлов, Яроцкий и составили подробный протокол с фотографиями надписей на стенах 11 - 12 столетий. Также обнаружены рисунки крестов, изображение святого, остатки подземной церкви. Была найдена деревянная доска, вероятно, от гроба Ивана-пещерника с надписью его имени.

Есть мнение, что именно в Никольскую пещеру удалялся во время великого поста Феодосий Печерский. Учёные считают, что в 11 веке она положила начало Пустынно-Николаевскому монастырю. Пещера упоминается в документах 1635, 1638 годов. В сороковых годах 18 века она была обнаружена, но тут же засыпана.

В районе горы Щекавица (современные ул. Олеговская, Лукьяновская) также была обнаружена сеть ходов с нишами, камерами, туннелями высотой 1,65 метра, шириной 80 см с надписями на славянском языке на стенах.

По улице Дарвина дом 3 также был выявлен подземный ход высотой два и шириной метр. Его начало было облицовано кирпичом 17 - 18 веков. Возможно, появление данных подземелий связанно с Кловским монастырем, существовавшим в 11-13 веках. Недалеко, при строительстве здания по ул. Богомольца 4-18, был обнаружен выложенный кирпичом 17 века ход, шедший вглубь склона. На расстоянии 8 метров от входа он разветвлялся в противоположные стороны.

Группа из пяти пещер была обнаружена и в Змеином (Гадючьем) яру, находившемся до конца 19 века на месте современного Лукьяновского рынка. Антонович полагал, что именно эти пещеры послужили основой сказаний о Кирилле Кожемяке, убившем змия скрывавшегося здесь.

В пятидесятых годах 20 века Кирилловская церковь, впервые упомянутая в летописях под 1171 год, дала трещину. Это было чрезвычайно странно - здание возрастом более 800 лет прошло проверку временем, его прочности могут позавидовать современные сооружения. Исследования показали, что под фундаментом собора находятся пустоты - пещерные ходы, пронизывающие холм, на котором стоит церковь.

Часть исследователей считает, что эти ходы прорыты монахами в 12 веке, и являются доселе не найденными пещерными кельями. Им возражает П. П. Толочко, утверждающий, что строители церкви не знали о существовании пещер - никто бы не строил монументальное сооружение над пустотами. Пещеры под церковью, считает он, 9 - 10 веков, а, может быть, и более ранние. К сожалению, район этот больше не исследовался.

В 1908 году были обнаружены и исследованы пещеры расположенного за Кирилловским кладбищем урочища Курган. Был выявлен пещерный коридор с большими нишами. Через 15 метров от входа ход поворачивает и тянется в другом направлении еще 6 метров. Проход узкий, высотой от 60 см до 2 метров. В нем была найдена двухъярусная печь. Дальнейшая судьба пещер неясна.

Викентий Хвойка, в начале 20 века проводя раскопки по ул. Фрунзе 61, несколькими километрами южнее Кирилловского монастыря, обнаружил небольшую пещеру. На ее стенах выявлены не поддающиеся прочтению надписи. До наших дней она также не сохранилась - сейчас на её месте карьер.

Помимо описанных выше Антонович упоминает обширный список пещер города и ближайших окрестностей, таких как пещера в роще у военной гимназии, шесть пещер между селом Пирогово и Китаевской пустынью, подземелья у сел Лесники, Мархлиевка, Козин, Злодиевка, Монастырка, Македон, Скитка.

Также имеются обрывочные сведенья о пещерах на горе Юрковица (современная улица Старая Поляна, часть улиц Отто Шмидта и Нижнеюрковская), у бывшего Октябрского дворца, Троицкого Ионовского монастыря.

Отдельно необходимо сказать о потернах - особом типе фортификационных сооружений, потайных подземных выходах из укреплений.

В конце 19 века был обнаружен ход от района оперного театра в направлении Золотых ворот. Его протяжённость составляла более 100 метров. Но археологи не придали значения находке и её не исследовали. П. Толочко предполагает что построена данная потерна была в 1682 году.

В 1908 году Викентий Хвойка на территории современного исторического музея выявил аналогичный подземный ход со стенами, выложенный сосновыми брёвнами. По предположению исследователей эта галерея является потерной, ведшей в соседний овраг. Так было открыто ещё одно назначение и использование пещер - в качестве фортификационных сооружений. К сожалению, эти объекты серьёзно археологически не изучались и точное время их сооружения не определено. Нет упоминаний об этом и в древнерусской литературе.

Нет человека, который бы не знал о существовании древних киевских подземелий, однако знания эти отрывочны. Не все стороны истории киевских пещер освещены, изучены полно и всесторонне. Если об одних пещерах есть достаточно данных, другие являются местом паломничества, открыты для посещения, то о третьих сохранились фрагментарные данные.

Пещеры никогда не были объектом серьёзных исследований. Не существует даже сколько-нибудь полного списка подземных памятников. К сожалению, в настоящее время практически нет никаких новых изысканий, новых данных о них, а интенсивная городская застройка сводит на нет возможность исследований в будущем.