Skip to Content

Константин Рудешко "Марки 2.0" в Карась галерее

Дата: 
17/11/2010 - 06/12/2010

Каждая вещь изначально несет в себе идею противоположности себе. Стоит лишь поменять угол зрения – и белое становится черным, драма превращается в фарс, а глобальное разваливается, споткнувшись о частности.

rudeshko 2 (1).jpgПодметив эту особенность окружающего нас мира, известный философ Гегель пришел к диалектическому единству его противоположностей. Тем не менее, большая часть человечества охотней наблюдает за их борьбой.

По наблюдениям Константина Рудешко, людей волнует скорее первенство в изобретении лампочки накаливания, нежели сами законы электричества. Нам не досуг вспоминать, в чем суть диалектики того же Гегеля – куда важней, был ли тот евреем. А за спорами, собственностью какой страны считать художника Малевича, многим уже параллельно, что там у него было – черный квадрат, белый крест или равнобедренный треугольник.

Впрочем, предпочтение каждым созерцающим той или иной геометрической формы обусловлено физиологически, доминантой полушарий его мозга. И сама фигура Казимира Малевича – лишь одна из деталей-поводов, посредством которых художник реконструирует единство реальности, синтезируя его из дискретных ее проявлений.

За каждым художественным средством в новом проекте Рудешко, кроется конфликт взаимоисключающих универсальных категорий: абстрактного и конкретного, общего и целого, большого и малого. Той же идее подчинены остроумно использованные оптические приемы. Чтобы негатив стал позитивом, достаточно настроить глаз на нужную грань лентикулярной линзы. Черное, как и тысячи лет назад, проявляет себя через контраст с белым. А чтобы отбросить тень, любому объекту необходим свет. Он-то и стал сквозной метафорой «Перфомании».

Идея пропустить световой поток через перфорационные отверстия – продолжение экспериментальных опытов Константина Рудешко с почтовыми марками. Сама марка несет в себе несколько утилитарных функций. Отделенная просечкой от тиражного листа, она становится средством платежа, наклеенная на конверт – посредником в личном общении, а погашенная почтовым штемпелем – предметом коллекционирования. Тем не менее, всякий раз она остается объектом искусства.

Говорят, большое видится на расстоянии. Но если согласиться с Гегелем в том, что всякое большое неизменно проявляет себя в малом – стоит просто изменить ракурс и масштаб. «Перфомания» – приглашение приблизиться, рассмотреть привычный объект на макроуровне. И сквозь дырочки перфорации на поверхности почтовой марки, словно в камере обскура, распознать в этом крошечном фрагменте весь мир – легко разделяемый по линиям отрыва, но единый по своей сути.

Олег Лошкарев