Skip to Content

Виставка Лады Наконечной "Sale" в "Мистецькому Арсеналі"

Дата: 
23/11/2011 - 14/12/2011

Распродажа – слово сладостное для слуха одержимых потребительским инстинктом. Не стоит отрицать того, что колоссальная часть жителей мегаполисов является таковыми. Потребление становится смыслом жизни и способом заполнения внутренней пустоты. Жить стоит в ожидании дежурной «sale» – иллюзия дешевизны стала одной из самых действенных уловок, с помощью которых рынок заманивает нас в свои сети…

Проекция “дешевой распродажи” на искусство привносит еще более провокационный смысл. Это намек на основной конфликт, к которому постоянно возвращается современное искусство, особенно, в случае так называемого левого дискурса – конфликт внутренней интенции и рыночного запроса, искусства и системы, «подгонки» искусства под заданный формат. Художник творит на тонкой грани между современностью прагматической необходимости и архаикой культурного мифа. Сегодня по-прежнему живуч традиционный миф о том, что художник является медиумом высших инстанций смысла и красоты. Классический модернизм присовокупил сюда момент трансляции некоего автономного эстетического измерения. Коль так, художник, вынужден творить не иначе как «в порыве вдохновения», которое, как мы помним, не продается. На это романтическое заблуждение накладывается более свежий миф о просветительской миссии, социальной полезности искусства… Но произведение существует не только в условном информационном пространстве идей и образов. В материальной плоскости, оно «попадает в лапы» многоступенчатой системы институций, в том числе, рыночных. Арт-система конвертирует искусство в деньги, делает из него, грубо говоря, товар. Противостояние этому обращению выглядит как трогательная борьба с ветряными мельницами, которая не приносит ничего, кроме чувства внутреннего удовлетворения самому художнику. Путь назад закрыт: как только художник оказываются «в системе», преодолеть двойные стандарты существования там, он уже не может. Единственное, что остается – это бесплодно критиковать самое себя…

В проекте Лады Наконечной, при всей его камерности, отсутствии громких заявлений, псевдоразоблачений, критика системы достигает пронзительности звучания. Произведение искусства это товар, выставленный на продажу, особенно, в галерейном пространстве и контексте. Но так ли очевиден этот факт? Статус «товара» кажется зыбким, мерцающим, самоотрицающим, истинность его поставлена под вопрос. В этом высвечивании и подчеркивании призрачности «коммерческого функционирования» заключается посыл проекта – и есть, и нет одновременно. Эта неоднозначность только на первый взгляд выглядит довольно парадоксальной, на самом же деле, не все то, что может быть продано, может принадлежать кому-то. Чем-то человек пользуется бесплатно, по праву рождения, своего прихода в этот мир – небо, земля, вода… Можно тешить себя иллюзией, что эти стихии покупаются и присваиваются – чем, собственно, нам и предлагают заняться. Лада монтирует три панно из частей, которые могут быть «распроданы» автономно по более приемлемой цене – части дешевле целого. Каждый пришедший купит свой кусочек «неба в алмазах» и гипотетически останется доволен… Идея «расчленяется» и продается по частям. Такова диалектика сосуществования рынка и произведения – они не могут бесконфликтно существовать вместе…

Виктория Бурлака